Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Новостройки

Городские гетто

Арам Тер-Газарян19 февраля 2018 25 092
2018-02-20T10:22:58.810000+00:00
Городские гетто
Городские анклавы пополняются новыми изолированными микрорайонами.

Плотная застройка, перегруженная социальная и транспортная инфраструктура и низкий уровень сплоченности жителей – это характерные черты многих российских городов. Независимо о того, идет речь о мегаполисах или о поселках городского типа, везде можно увидеть эти три основных признака, которые доминируют с восьмидесятых годов прошлого века. К концу девяностых почти во всех городах обогатившиеся граждане начали создавать свои собственные респектабельные и обособленные мирки.         

Гетто только для богатых 

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах уже давно есть целые микрорайоны, купить жилье в которых могут только очень состоятельные люди. Как правило, они находятся в исторических центрах и представляют собой перестроенные и модернизированные под условия современной жизни дома постройки 18-19 веков. Регулярно в старинных кварталах строятся ультрасовременные комплексы, наличие жилья в которых –  признак финансовой успешности. Но эти кварталы не являются ни закрытыми, ни особо охраняемыми. Пройтись по многочисленным переулкам той же «золотой мили» в Москве может каждый, и только люди осведомленные знают, что проходят мимо самой дорогой недвижимости в стране.

 

В районе Остоженки уже много лет нельзя встретить ни одного «советского жителя» из социально-незащищенных слоев общества.

«Сегментация рынка уже давно произошла не только на московском, но и на загородном рынке. Взять хотя бы Рублевку, Новую Ригу, где есть «ближняя» и «средняя» зоны. В Москве появились «Золотая миля», кластеры в Хамовниках, на Плющихе, сейчас формируются в Замоскворечье, – комментирует ситуацию директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Reality Сергей Колосницын. – Что касается загородной недвижимости, то на элитных направлениях человеку с 15-30 миллионами рублей делать нечего. Разве что купить таунхаус».

В других сегментах, по его мнению, говорить о разделении и формировании каких-то анклавов, гетто или даже жестком делении по финансовому или иному признаку, не приходится. «Квартиры на том же юго-востоке и востоке столицы продаются, и покупают их не наркоманы и пьяницы, а нормальные молодые люди», – замечает он.

самое дорогое – самое дешевое жилье в московском регионе. разница – в 40 раз  

850-950 тыс. руб. за кв. м – самые дорогие кварталы в центре Москвы (Остоженка, Патриаршие пруды), которые почти полностью были перестроены в 1990-2010 гг.; 

450 тыс. руб. за кв. м – самый дорогой район центра Москвы (Фрунзенская набережная); 

300 тыс. руб. за кв. м – средний уровень цен в Центральном округе Москвы; 

230-250 тыс. руб. за кв. м – престижные районы между центром и МКАД; 

170-190 тыс. руб. за кв. м – обычные районы между центром и МКАД; 

120-140 тыс. руб. за кв. м – районы Москвы за МКАД (старая Москва); 

100 тыс. руб. за кв. м – Новая Москва в ближнем поясе (пос. Московский, Коммунарка, Щербинка); 80 тыс. руб. за кв. м – Новая Москва в Троицке; менее 60 тыс. руб. за кв. м – Новая Москва в прочих локациях; 

100-110 тыс. руб. за кв. м – города Московской области по границе с МКАД; 

75-80 тыс. руб. за кв. м – города среднего пояса Подмосковья; 

40-60 тыс. руб. за кв. м – города дальнего Подмосковья; 

25-30 тыс. руб. за кв. м – поселки далеко за МКАД. 

Источник: аналитический центр ЦИАН

Незакрытые зоны

Многие эксперты считают, что создание обособленных зон для разных социальных групп невозможно. Президент Московской гильдии риэлторов Григорий Полторак уверен, что обособление не выгодно ни богатым, ни бедным, ни властям.

«Вряд ли когда-то возникнут закрытые территории, даже если говорить о местах, где проживают очень обеспеченные люди. Они же не живут изолированно. Отделиться нереально и не удобно для них же. Поэтому мне кажется такая возможность иллюзорной, и вряд ли кто-то стремится к такому». И уж точно власти и местные администрации не стремятся к такому разделению. «Даже когда речь идет о расселении очередников и малообеспеченных семей, стараются их не селить компактно, а распределять. Нет задачи сделать так, чтобы целый дом или корпус был построен только для малоимущих, – объясняет эксперт. – Люди же не обречены на всю жизнь оставаться малоимущими». Да и с хозяйственной позиции поддержание домов с только необеспеченными гражданами является проблемным. Надо же кому-то содержать фасады придомовую территорию и коммуникации.

Деление по профессии

Отдельные примеры, которые наблюдаются в российских городах, по мнению риэлторов, представляют собой, скорее, не деление по национальному или классовому признаку, а по профессиональной заинтересованности или участию в схожих видах деятельности.

«Все давно и перемешалось, я не вижу никаких тенденций к разделению. И, единственное, что хоть как-то попадает под такое деление – это районы, неподалеку от которых находятся склады, рынки и так далее. Там, например, селятся жители бывших южных республик СССР, – говорит специалист по вторичной недвижимости Алла Вострова. По ее мнению, они мало друг с другом коммуницируют, поскольку «вкалывают с утра до ночи». «Они просто живут рядом с местом работы и не обособляются от соседних районов, тем более, не создают каких-то анклавов», – добавляет она.

 

«Поначалу раздражало огромное количество приезжих с Кавказа – во дворе, на улицах. Но присмотрелись, поняли, что подавляющее большинство из них – это работяги, которые приезжают сюда добывать деньги для своих семей».

Екатерина всю жизнь живет в районе Южного порта. С начала девяностых работает продавщицей и кассиром в магазинах. По ее словам, последние пятнадцать лет ситуация в ее районе ничем не отличается, от других районов.

«Поначалу раздражало огромное количество приезжих с Кавказа – во дворе, на улицах. Но присмотрелись, поняли, что подавляющее большинство из них – это работяги, которые приезжают сюда добывать деньги для своих семей, а не пьянствовать или заниматься бандитизмом, – делится Екатерина. – Понятно, что в девяностые всякого насмотрелись. А когда беспредел девяностых закончился, и все успокоилось, проблемы с ними практически исчезли. Живут себе и живут. Большинство из них здесь вахтовым методом. Да и даже, если бы жили постоянно, – они не обособляются, не пытаются навязать нам что-то свое».

На «большую землю» за продуктами 

Возможные претенденты на изоляцию – жилые комплексы, построенные на удалении от городов и крупных трасс. Люди, решившиеся на покупку в таких оторванных кварталах без инфраструктуры, не могут обжиться годами.

 

Чтобы закупить на неделю продуктов или где-нибудь отдохнуть, необходимо садиться за руль и ехать «на большую землю».

«Честно говоря, не знаю, что меня дернуло купить здесь квартиру, – сетует мастер-электрик Константин Олейников. – Шесть домов, дорога в сторону Горьковского шоссе, ближайший сетевой магазин – в трех километров, за полем. Соседи говорят, что дозваться скорую, если плохо ребенку, и просто вызвать участкового врача – целая история. Жалею, что поддался желанию, не подождал года полтора, и не купил квартиру в другом месте. Устал снимать углы, очень захотелось иметь что-то свое».

По словам Константина, сейчас продать эту квартиру проблематично. Уже пять лет, как дома на отшибе подмосковной Купавны заселены, но ситуация вокруг серьезно не меняется. Появились новые магазинчики, салоны красоты, но для того, чтобы закупить на неделю продуктов или где-нибудь отдохнуть, необходимо садиться за руль и ехать «на большую землю».

«Все комплекты разные. Куда-то подводится инфраструктура, а куда-то нет. Особенно нестабильная ситуация в Московской области», – отмечает Алла Вострова. А, например, тридцатикилометровая зона вокруг Ростова-на-Дону, по ее словам, обеспечена всей необходимой инфраструктурой.

Развитие транспортной, социальной инфраструктуры в Новой Москве и Подмосковье – тот больной вопрос, который останется таким еще долго. Программа развития новых территорий составлена до 2035 года (число жителей должно вырасти в 6,5 раз по сравнению с 2012 годом, объем недвижимости – в 5,2 раза).

Что касается изменений в области – на днях на форуме в Сочи мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев подписали соглашение о стратегическом развитии Московского региона на срок до 2025 г., где есть пункты и о развитии транспорта и инфраструктуры. Например, область надеется, что Москва продлит некоторые линии метро, в частности, до Балашихи, писали ранее «Ведомости».

В статье использованы фото Игоря Порхомовского

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#инфраструктура#новостройка
инфраструктурановостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru